На трамвае с ветерком!

Городской электротранспорт Барнаула остается одним из самых надежных способов передвижения
Горэлектротранс
Горэлектротранс
Горэлектротранс
Горэлектротранс
О проекте
Сегодня МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула является одним из крупнейших предприятий городского электрического транспорта в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. На балансе организации два трамвайных и одно троллейбусное депо. Фактический парк насчитывает 263 трамвая и 63 троллейбуса. С чего все начиналось – в проекте «ТОЛКа».
Факт
Пуск первого барнаульского трамвая состоялся 7 ноября 1948 года.
Открытие троллейбусного движения пришлось на 19 октября 1973 года.
«Горэлектротранс» в цифрах
В среднем в Барнауле ежедневно выходит на линию 227 трамваев и 60 троллейбусов.
Маршруты
На сегодняшний день в Барнауле
9 трамвайных маршрутов и
3 троллейбусных маршрута.
Протяженность
Протяженность трамвайных линий – 121 км.
Протяженность троллейбусных маршрутов – 67,5 км.
Ремонт
Ежегодно на ремонт подвижного состава и инфраструктуры (трамвайные пути, контактная сеть) закладывается более 100 миллионов рублей. Капитальный ремонт 1 километра трамвайного полотна стоит 20 миллионов рублей.
Популярные направления
Самые популярные направления:

трамвайный маршрут № 7;
троллейбусный маршрут № 7.
Высокий пассажиропоток
Пр. Красноармейский,
пр. Ленина,
ул. Северо-Западная,
ул. Антона Петрова,
станция «Докучаево».
Рекорд по перевозке
Больше всего пассажиров было перевезено в 2002 году – 294 млн человек.
Перевозка пассажиров
С 1948 года перевезено 7 млрд 986 млн пассажиров, в том числе 6,5 млрд пассажиров - трамваем, 1,486 млрд пассажиров - троллейбусом.
Первый год работы
В 1948 году электротранспортом перевезено 800 тысяч человек.
1948
Прошлый год
В 2018 году электротранспортом перевезено 53 млн человек.
2018
110 000
Пассажиров в выходной день
160 000
Пассажиров в будний день
4 400 000
Пассажиров в месяц
53 000 000
Пассажиров в год
Службы «Горэлектротранса»
Два трамвайных и троллейбусное депо – основа структуры предприятия. В тесной связи с ними работает множество отделов и служб, без которых главная задача «Горэлектротранса» Барнаула по обеспечению безопасной, своевременной и комфортной перевозки пассажиров была бы невыполнима.

Технически исправное состояние инфраструктуры пути – одна из основных задач в работе предприятия. За этим следит служба пути. В обязанности службы входит текущее содержание, реконструкция и строительство новых путей.
В тесном контакте со службой пути работает энергослужба. В ее ведении – 121 километр контактной сети трамвая и 67,5 километра контактной сети троллейбуса, 24 телеуправляемые тяговые подстанции.

Служба сигнализации, централизации, блокировки и связи обеспечивает надежную работу автоматических стрелок, связи, радиоустановок, системы видеонаблюдения.

Трамваи, основные узлы и агрегаты к ним ремонтирует служба подвижного состава. Ежегодно через цеха этой службы проходит текущий ремонт более 140 трамваев.
За выход необходимого количества трамваев и троллейбусов на линию, четкое выполнение расписания отвечает служба движения. Но прежде чем электротранспорт выйдет в город, отдел технического контроля проверяет исправность вагонов, соблюдение всех технологических норм и регламентов.

Обеспечение безаварийной работы электротранспорта – основная цель службы по безопасности движения. Предупреждение и расследование аварий, медицинские осмотры, повышение профессионального мастерства водителей – лишь часть обязанностей этой службы.

Доставкой водителей, кондукторов, перевозкой грузов занимается транспортная служба. Еще одно направление – предоставление населению услуги социального такси.
Комплекс зданий депо, диспетчерских, конечных станций обслуживает ремонтно-эксплуатационная служба. За охрану объектов ГЭТ, контроль работы кондукторов, кассиров и многое другое отвечает служба безопасности.

Сегодня в барнаульском «Горэлектротрансе» работает порядка двух тысяч человек. Благодаря ежедневному труду коллективов депо, отделов и служб обеспечивается надежная, ритмичная, бесперебойная работа пассажирского электротранспорта в столице Алтайского края.
Как швейцарские часы
Службу движения возглавляет заместитель директора по организации движения «Горэлектротранса» Лариса Шубина.

В одну смену маршрутами распоряжаются пять операторов движения. Каждый оператор связывается с водителем, если происходит какой-то сбой, и дает рекомендации, как действовать в сложившейся ситуации.

Всего в Центральной диспетчерской службе работают 27 человек.
Портрет оператора Ларисы Фадеевой в настоящее время украшает доску почета на территории предприятия. Светлана Черкина работает в МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула более 30 лет. Среди других сотрудников, отмеченных руководством, – Лариса Козловская, Татьяна Шумкова, Наталья Коновалова.
Развитие ГЭТ – в приоритете
В начале декабря 2019-го на базе «Горэлектротранса» представители профильных министерств правительства Алтайского края, администрации Барнаула, ведущих транспортных компаний города и делегация российской государственной корпорации развития ВЭБ.РФ обсудили перспективы развития общественного транспорта Барнаула. Заместитель генерального директора ВЭБ-лизинг (Группа ВЭБ.РФ) Александр Кондрашов и директор проектов Группы ВЭБ.РФ Андрей Ли презентовали основные положения проекта, который предполагает реконструкцию трамвайно-троллейбусной сети, обновление подвижного состава городского электротранспорта, оптимизацию маршрутной сети, открытие новых линий городского транспорта.
Проект предусматривает два сценария. По базовому – на модернизацию существующей инфраструктуры и подвижного состава «Горэлектротранса» Барнаула потребуется 17 млрд рублей. Второй сценарий развития потребует около 22 млрд рублей и предусматривает строительство новых участков трамвайных линий.

Капитальные затраты могут быть покрыты за счёт гранта из федерального и регионального бюджетов; привлечённых средств, включая кредитные средства ВЭБ.РФ, других финансовых институтов/банков; субординированного финансирования и вкладов в капитал со стороны ВЭБ.РФ и частных инвесторов; лизинговых контрактов.

«
Павел Есипенко
Председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности
«Бесспорно, развитие общественного транспорта для города очень важно. Барнаулу удалось сохранить электротранспорт. Сегодня предприятий, подобных «Горэлектротрансу» Барнаула, в котором трудится порядка 2 тысяч человек, нет за Уралом. Вместе с тем много справедливых нареканий от горожан к качеству пассажироперевозок. Связано это с большим износом подвижного состава. Мы понимаем, если не изменить ситуацию, можно попросту потерять электротранспорт для города. Развивать общественный транспорт городскому бюджету одному не по силам. Делать это за счет пассажиров, повышая тариф, – путь в никуда. Возможный выход – привлечение внешних финансовых источников. В этом плане считаем большим везением, что установилось взаимодействие с представителями ВЭБа, предлагающими пути решения проблемы».

»
О важности электротранспорта для столицы края ранее во время встречи с московской делегацией говорил первый заместитель главы администрации города, руководитель аппарата Вячеслав Франк.

»
Вячеслав Франк
Первый заместитель главы администрации города, руководитель аппарата:
«Мы готовы обсуждать возможности и пути взаимодействия, тем более что в одном мы совпадаем совершенно точно – в стремлении сохранить уникальный для города Барнаула электротранспорт и придать ему новый импульс развития».

«
В пресс-службе «Горэлектротранса» отмечают, что Барнаул вошел в число 25 российских городов, из которых в ближайшее время будет отобрано десять – для запуска на их территориях пилотных проектов, реализуемых ВЭБ.РФ совместно с Министерством финансов РФ, по модернизации транспортных систем, обновлению городского пассажирского транспорта.

Итогом деловой встречи в «Горэлектротрансе» стало решение о создании в администрации города рабочей группы для обсуждения контура проекта, формирования дальнейших действий в формате «дорожной карты».
Как с иголочки
Главный инженер МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула Александр Возный рассказал о том, что на предприятии началась работа по капитально-восстановительному ремонту подвижного состава. Пока на линию вышел один отремонтированный вагон, и многие барнаульцы уже могли оценить его новизну.

До конца 2019 года на линию выпустят еще два капитально отремонтированных вагона, а в 2020 году здесь рассчитывают отремонтировать уже 5 вагонов.
Капитально-восстановительный ремонт – это полная замена металлической части обшивки вагона с параллельным утеплением современными материалами; полная замена салона и кабины управления. Также производится замена крыши и основных частей вагонной тележки.
Важно отметить, что на отремонтированных вагонах устанавливается современный электропривод, который позволяет экономить до 23% затраченной электроэнергии. В «Горэлектротрансе» подсчитали, что если на современный электропривод перевести весь подвижной состав, то в месяц можно будет экономить до 2 млн рублей.
Факт
Общая стоимость капитально-восстановительного ремонта одного вагона составляет 6 млн рублей.
Цена проезда
Наличными
На сегодняшний день цена проезда в городском электротранспорте Барнаула составляет 23 рубля.
Картой
При расчете транспортной картой – 21 рубль.
Вопреки обстоятельствам
По словам директора МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула Николая Петряшина, на сегодняшний день износ трамваев составляет 97%, износ троллейбусов – 80%. Срок эксплуатации около 200 вагонов превышает 33 года.

На предприятии объясняют, что обновление подвижного состава – очень дорогое удовольствие.

Несмотря на это, электрический транспорт остается самым востребованным транспортом среди горожан. Это связано со следующим:
у него широко развита транспортная сеть, так что жители и гости Барнаула могут добраться в любой уголок города на трамвае или троллейбусе. У электрического транспорта небольшой интервал движения и относительная свобода от транспортных пробок - а это в современном мире очень важно. А кроме того, это экологически чистый вид транспорта, а значит, не наносит урона планете и здоровью людей.
Факт
Новый трамвай стоит 25 млн рублей. Цена нового троллейбуса – от 12,5 млн рублей.
Трудовые династии «Горэлектротранса»
Трудовые династии – это особая гордость каждого коллектива. В «Горэлектротрансе» насчитывается более 30 трудовых династий. Наиболее яркие династии – Паточ – общий стаж в 2019 году составил 100 лет и Притула (Шершневой), общий стаж работы династии составил 214 лет.
Династия Паточ
Династия Притула
Династия Паточ
Основатель династии Паточ – Виктор Борисович Паточ. Отработал на предприятии более 32 лет. В мае 1973 года пришел работать в трамвайное депо № 2 водителем трамвая 3-го класса. С января 1982 года Виктор Борисович перешел работать в Службу пути муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия Барнаула водителем специальной техники. Здесь он проработал до июня 1997 года. В этот период водители специальной техники из службы пути были переведены в штат трамвайных депо. Виктор Борисович остался работать в службе пути, был переведен слесарем механосборочных работ и проработал в этой профессии до августа 2005 года.

Сын – Виталий Викторович Паточ, слесарь по ремонту подвижного состава 6-го разряда.

Александра Ивановна Паточ – заместитель директора по экономике - начальник планово-экономического отдела управления «Горэлектротранса» Барнаула.
Династия Притула
Основатель династии - Екатерина Ивановна Притула (Шершнева). Екатерина Ивановна отработала на предприятии 34 года с момента его основания. Летом 1948 года перед пуском первого трамвая в Барнауле в составе группы будущих водителей трамвая она была направлена на учебу в Новосибирск. При открытии трамвайного движения в Барнауле 7 ноября 1948 года за управлением одного из первых трамваев находилась именно Екатерина Ивановна.

Династия насчитывает 7 человек. В настоящее время на предприятии работает Татьяна Анатольевна Бегаева, дочь Екатерины Ивановны Притулы. Ее стаж работы составляет более 36 лет.
Учитель и ученица
Начальника группы технического обучения Светлану Вайс мы застали в то время, когда она готовила водителей к экзамену на повышение квалификации.

Класс, в котором проходят занятия, полностью оборудован. Есть буквально все, чтобы изучать устройство трамвая, грамотно определять неисправности и вовремя их устранять.

Светлана Вайс работает на предприятии с 1996 года. Два года была кондуктором.
В январе 1998 года прошла обучение на водителя, после чего было десять лет «колесного» стажа. Параллельно с работой училась заочно в Новосибирском государственном техническом университете, где получила специальность – инженер городского электрического транспорта.
В 2004 году Светлана Вайс вместе с другими лучшими водителями трамваев со всей страны участвовала во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства и заняла шестое место.
Уже в этом году ее ученица Марина Ишутина в таком же конкурсе заняла пятое место, а также стала победительницей в номинации «Приемка подвижного состава».

Выходит, что ученица, хоть и на одну ступень, но все же превзошла своего учителя. Светлана Вайс говорит, что только рада этому обстоятельству.

К слову, в 2017 году Светлана Вайс стала победителем конкурса «Лучший шеф-наставник».
А спустя год стала финалисткой в номинации «Наставничество без границ» на форуме «Лучших практик наставничества», который проходил в Москве.

Также она получила нагрудный знак отличия «За шефство-наставничество».