Театр

Рассказываем о театральных традициях Алтайского края
Проект посвящен Году театра в России
О проекте
Театральные традиции в Барнауле имеют долгую историю. В Год театра в России мы решили вспомнить, когда в краевой столице и в регионе появились первые спектакли, кто в них участвовал и как развивались главные сценические площадки Алтайского края.

«
Пролог
Прежде, чем перейти к истории, поговорим о настоящем: в Год театра в крае завершатся три крупных проекта, которые финансировали органы исполнительной власти региона по Краевой адресной инвестиционной программе. Рассказываем о каждом подробнее.
Также в рамках Года театра в Алтайском крае пройдет ряд весьма значимых мероприятий: выставок, конференций, фестивалей и концертов. Так, с 16 по 20 октября на Театральный фестиваль имени Василия Макаровича Шукшина съедутся в краевую столицу ведущие труппы со всей страны. Еще одним ожидаемым событием станет показ в Барнауле постановки по рассказам Василия Шукшина от Театра Наций - над спектаклем работал знаменитый европейский режиссер Алвис Херманис, а главные роли здесь исполняют Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Юлия Пересильд и многие другие.

В ноябре симфонический оркестр филармонии удивит поклонников классической музыки новым музыкально-драматическим спектаклем «Пиковая дама» по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина с музыкой Петра Ильича Чайковского. А в обновленном театре кукол пройдет фестиваль всероссийского уровня, который соберет 11 театров страны.

«
Дореволюционный театр
Когда на Алтае начали показывать первые спектакли и кто в них участвовал
Театральный дом действовал в Барнауле примерно до 1817-го. Когда здание обветшало, играть спектакли в нем прекратили.
Когда точно в краевой столице начали показывать первые спектакли, неизвестно. Утвердительно можно говорить о том, что устраивались они в нашем городе еще с 1760-х годов. И это были не просто эпизодические любительские постановки, а серьезные произведения, питавшие эстетическую потребность любителей театра.
Именно в Барнауле в 1776 году появилось первое в Сибири специально возведенное для театра здание. Оно, кстати, было и одним из первых в российской провинции. Именовали его тогда «Театральный дом», а по аналогии со столичным, екатерининским театром, еще называли «Оперным домом».
Барнаульский театр, как и столичный, по сути, стал «школой народной», служил просвещению и воспитанию молодого поколения и общества в целом. На это прямо указывает запись в Книге ведомостей казенных строений Барнаульской горной конторы за 1780 г., в которой так определяется назначение Театрального дома: «В оном производится разного звания молодым людям обучение или разговоры от светских гисторий, для чего оный дом только и состоит».
Театральные традиции на Алтае развивались не только в столичном городе. Так, в середине XIX века самой известной в Барнауле (да и во всем горном округе) была любительская труппа, состоявшая из горных офицеров, которые называли себя «благородными любителями» и играли на сцене Алтайского Горного собрания. Летом часть чиновников и служащих Барнаульского завода выезжала на дачи в Змеиногорск, где также устраивались театральные представления. Поэтому и Змеиногорск XIX века можно считать причастным к театральному делу.
В Бийске в 1882 году первые спектакли были устроены силами местных любителей, а с 1887-го здесь действовал театральный кружок, созданный политическим ссыльным Леонидом Ешиным.
Со временем круг любителей театра ширился. В Барнауле с образованием в 1884 году Общества попечения о начальном образовании открылся Школьный театр, а в 1897-м появился Кружок любителей драматического искусства под руководством Александра Лесневского. Участники объединения зарплату за постановки не получали, театр по-гоголевски воспринимался ими как «кафедра, с которой можно много сказать миру добра» и формой благородного служения обществу и идеалам просвещения. Вообще, финансовая сторона театральной деятельности на Алтае в XIX – начале XX века в большинстве случаев выглядела так: за счет сборов от спектаклей покрывались постановочные расходы, а чистая прибыль шла, как правило, на благотворительные цели, о которых объявлялось заранее. Сборы шли «в пользу первых воскресных школ города Барнаула», «в пользу недостаточных учеников Барнаульского реального училища», «бедных учениц Барнаульской женской гимназии», «на обучение студентам Алтайского землячества», «в пользу Общества Красного Креста», «на усиление средств арестантской библиотеки при Барнаульском тюремном замке» и другие цели.
Барнаульский народный дом

Народный дом был создан по инициативе Общества попечения о начальном образовании в Барнауле и открылся в 1900 году. Проект безвозмездно выполнил петербургский архитектор, академик архитектуры Иван Ропет. На то время это было самое большое строение Барнаула. Его главное достоинство состояло в наличии большой сцены и вместительного зрительного зала.

Особенность Народного дома была в том, что его могла посещать разночинная публика, в том числе и «простой люд», которому ранее театральное искусство было недоступно.
Бийский народный дом

Это яркий образец эклектичной архитектуры начала века. Здание строилось по проекту барнаульского архитектора Ивана Носовича на деньги, завещанные бийским купцом Антоном Копыловым. Заказчиком выступала городская дума Бийска. Его открытие состоялось 23 ноября 1916 года.

«
«Красный» театр
Что было с коллективами после Октябрьской революции
В провинциальных театрах не было постоянных трупп, а премьеру могли дать после одной-двух репетиций. Из-за этого постановки разных коллективов часто выходили одинаковыми, зато количество театров росло: в 1921 году по списку, составленному отделом Губполитпросвета, в Барнауле их было 44.
После Октябрьской революции театральное дело в России перешло под контроль государства. 26 августа 1919 года вышел декрет СНК «Об объединении театрального дела». Согласно этому декрету, все театральное имущество национализировалось, а руководство всеми театрами, независимо от их принадлежности, передавалось в исключительное ведение Наркомпроса.

Важной мерой по реорганизации управления театрами всей страны стало создание в ноябре 1920 года Главполитпросвета, за которым закреплялось идеологическое руководство. К ноябрю 1921-го в Алтайской, Омской и Томской губерниях при политпросветах были созданы губернские управления театрами. Так театр стал проводником революционных идей и начал принимать участие в организации всевозможных политических мероприятий, кампаний и праздников, таких как недели помощи школе, «Красному инвалиду», недели Воздухофлота, Красного флота, «Красного пахаря», дни работниц и так далее. Но художественная работа театральных трупп того времени все-таки этим не ограничивалась: период 1920-х годов называют расцветом советского театрального искусства.

Деятельность любителей драматического искусства – наглядный пример того, что у людей была внутренняя душевная потребность – служение общему благу.
Одна из местных газет писала: «В городе Барнауле имеется «театральная публика», то есть любящая театральное искусство в более широком понятии этого слова. Ей не надо фарсов и пустых «легких» пьес. Она еще не испорчена кафе и шантанной жизнью, «легким жанром», а потому задача Гостеатра - поддержать в ней интерес к театральному искусству, повлиять на воспитание в зрителе здорового чувства и художественного восприятия правды жизни». Но то был город, в деревнях, куда труппы начали выезжать на гастроли в 1920-е годы, было сложнее. Там о театрах даже не слышали, и публике приходилось предварительно объяснять всё, что будет показано на сцене. Наиболее понятным народу оказался театр Пролеткульта и театры рабочей молодежи (ТРАМах), артисты которых давали постановки на остросоциальные темы (агитки), близкие и понятные широким рабочим массам.
В начале 1921 года в Барнауле действовало пять стационарных театров, Детский театр имени Карла Маркса и Передвижной театр.
Центральный театр
Он открылся в Народном доме
Первый Рабочий театр
Располагался в здании кинематографа «Новый мир»
Второй Рабочий
Находился на дрожжевом заводе
Третий Рабочий театр
Существовал при заводе Шпагат (функционировал только в начале 1920 года)
Четвертый Рабочий
Работал при главных железнодорожных мастерских
Объявление: «Алтгубполитпросвет сдает на зимний сезон в антрепризу 1-й Государственный театр в г. Барнауле вместимостью 600 мест, со всеми доходными предприятиями: буфетом, бильярдной, костюмерной и проч.»
Самым крупным был коллектив Центрального театра, здесь трудились 60 артистов, 16 человек административного состава и 42 - технического. Число актеров в рабочих театрах колебалось в пределах 30-40 человек.

К ноябрю 1921-го в Барнауле осталось два театра: Центральный, который стал именоваться Первый Гостеатр, и Первый Рабочий театр (Второй Гостеатр). Начало сезона показало низкую посещаемость театров. Оба театра получали содержание от Губполитпросвета, но вырученных средств катастрофически не хватало. В ноябре 1921 г. труппы этих двух театров были объединены в одну труппу Гостеатра (Гортеатра).

Первый спектакль объединенной труппы состоялся 27 ноября 1921 г. Этот день считается днем рождения Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина.

Хотя эта труппа просуществовала всего один сезон.

Само театральное дело еще долгие годы велось по дореволюционным канонам, когда труппа артистов собиралась на один сезон, отработав который она распадалась.

Содержать театр было сложно в финансовом плане. Уже с весны 1922-го театры начали сдавать в аренду, антрепризы снимали театральные помещения не более чем на один сезон. Следует отметить, что в Западной Сибири антреприза не получила широкого развития.
С лета 1923-го по лето 1924 года антрепризы работали лишь на сцене Барнаульского Гостеатра, причем все драматические.

В Алтайской губернии, помимо Барнаула, имелись театры с профессиональными актерами в Бийске и Камне. Так, с 1918-го по 1925-й бийский Драмтеатр возглавлял ученик Константина Станиславского, известный режиссер и актер Владимир Гарденин. В 1920 году его труппа стала именоваться Рабоче-крестьянским театром, и не зря - Гарденин часто организовывал гастроли театра по деревням и селам Алтайского края.
Из-за очень неустойчивого финансового положения работники театра в 1918 году создали свою общественную организацию – РАБИС, своего рода профсоюз по защите прав работников данной сферы. В Сибири она появилась в 1919-м, после победы над армией Колчака. Характеризуя состав союза РАБИС, важно отметить, что его членами становились не только представители творческих профессий. В союз входили все работники, так или иначе связанные с искусством: суфлеры, костюмеры, монтировочный состав, билетеры и даже уборщицы, работавшие на зрелищных предприятиях.

Помимо антрепризы, в годы НЭПа получили распространение актерские товарищества. Из периодических изданий 1920-х гг., освещающих театральную жизнь, можно установить, что актерские товарищества представляли собой артели, поровну делившие прибыль, а также товарищества на марках.

Подобное товарищество актеров работало в Барнауле в Театре-саду «Молодняк» летом 1923 года.


«
Первый стационарный театр
Что дало начало Алтайскому государственному драматическому театру
В формировании нового театрального коллектива также непосредственное участие принимал и директор театра Александр Чарин, но в 1937-м он был арестован и расстрелян по обвинению в антисоветской деятельности.
В середине 1930-х в Барнауле появился первый стационарный театр, чья история с того времени уже не прерывалась. Его художественным руководителем стал актер и режиссер Василий Познанский. На Алтай он приехал, пытаясь избежать репрессий. Дело в том, что Познанский был потомком известного дворянского рода. За плечами у него была гимназия княгини Оболенской, бывшее Императорское театральное училище (в советское время Ленинградский институт сценических искусств) и курс профессора Леонида Вивьена, одного из крупнейших режиссеров и педагогов. Кроме того, Познанский несколько лет работал в Ленинградском академическом театре драмы имени Александра Сергеевича Пушкина – бывшем Александринском Императорском театре. Свою родословную он скрывал и в 1936 году обратился в Главполитпросвет по делам искусств с просьбой направить его на работу в провинцию, получив назначение на должность художественного руководителя в Барнаульский драматический театр. Этот блестяще образованный человек создал в Барнауле коллектив единомышленников, настоящее художественное товарищество, которое и стало основой первого стационарного театра.
В сентябре 1937 года, с образованием края, барнаульский театр получает новый статус и название - Алтайский краевой театр драмы. В театре работает постоянная труппа, формируется репертуарная политика, лучшие традиции русского театра, и передовые художественные идеи находят свое воплощение в спектаклях классической и современной драматургии. За три года своей работы Познанский на сцене театра создал более сорока постановок, сумел вернуть на афишу театра русскую и зарубежную классику, обогатил репертуар произведениями Островского и Шекспира, Гоголя и Мольера, Чехова и Шиллера. А в золотой фонд театра вошли его постановки «Горе от ума», «Маскарад», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Последние» и «Враги». Широко была представлена на сцене и лучшая советская драматургия – «Любовь Яровая», «Оптимистическая трагедия», «Таня». Кроме того, он сам играл на сцене: перед барнаульской публикой Познанский исполнял роли Чацкого, Арбенина, Отелло и даже Сталина.

Тогда же с постоянным актерским составом появился Алтайский совхозно-колхозный (по сути – передвижной) театр, который в дальнейшем базировался в Рубцовске. Свои труппы сформировались в Бийске и Камне-на-Оби, а при Концертно-эстрадном бюро был организован Театр кукол.

В 1939-м в Барнауле было открыто Алтайское театральное училище. К сожалению, с началом Великой Отечественной войны от многих начинаний пришлось отказаться, а жизнь сохранившихся театральных коллективов очень изменилась в суровых реалиях времени.

«
Военное время
Как выживали театры в сложных реалиях Великой Отечественной
Алтайский край в годы Великой Отечественной был не только поставщиком всего необходимого для фронта, но и местом эвакуации. Сюда привозили детей из блокадного Ленинграда, рабочих заводов, а также учебные заведения и театры: в краевой столице размещались Московский камерный и Днепропетровский драматический театры, а также театр «Ленсовета».
Осенью 1941 года Театр драмы переехал в Бийск, уступив свою сцену эвакуированным в Барнаул — Днепропетровскому русскому драматическому театру и прибывшему вслед за ним Московскому Камерному.

Барнаульский актерский состав театра заметно поредел, многие актеры ушли на фронт. Зато труппа пополнялась работниками театра имени Ленсовета во главе с заслуженным артистом РСФСР Ильей Юльевичем Шлепяновым, а в репертуар театра включались известные спектакли столичной сцены.

В августе 1943 года театр вернулся в Барнаул, где у него появился новый художественный руководитель и директор Илья Боров (заслуженный артист РСФСР и народный артист Казахской ССР). Он был выдающимся театральным режиссером и сумел поднять сценическое искусство театра до высочайшего профессионального и художественного уровня. В афишу тогда вошли «Ревизор», «Лес», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Волки и овцы» «Живой труп», «Васса Железнова» и «Мещане». А к Великой Победе в барнаульской Драме поставили «Полководец Суворов».

За время работы Борова с театром сотрудничали многие именитые режиссеры, а труппу пополнили талантливые артисты. Тогда же здесь появилась студия, воспитавшая молодую сцену.

«
Расцвет
Всплеск повышенного внимания к культуре и искусству пришелся на конец 1950 - начало 1960-х годов. Тогда на Алтае появились первый Музыкальный театр, Театр юного зрителя, Краевой театр кукол, которые работают до сих пор.

«