Как его избежать и какие правила нужно знать?

Травматизм на железной дороге

О проблеме
Травматизм на железной дороге остается важной общественной проблемой, несмотря на тенденцию снижения подобных случаев. В 2019 году в Алтайском крае, по данным транспортной полиции, пострадали 19 человек, 11 из них погибли. В прошлом году несчастных случаев было гораздо больше – 31. Что же приводит к трагедиям на железной дороге, какие есть способы их предотвратить и как в этом помогут современные технологии?
Почему происходят трагедии?
Невнимательность и игнорирование правил безопасности – основные причины, из-за которых происходят несчастные случаи. Люди переходят железнодорожные пути в неположенном месте, пытаются «срезать» путь и идут напрямую через рельсы, несмотря на наличие специальных пешеходных мостов и настилов.

Еще одна причина, которая часто приводит к трагедии, – наушники и капюшоны. В наушниках и с капюшоном на голове, который ограничивает обзор, многие просто не слышат гудок приближающегося поезда. Особенно это касается детей и подростков.
Мы активно распространяем информацию о новом приложении SafeTrain-Берегись поезда, которое при приближении к железной дороге блокирует музыкальный аудио- и видеоконтент на телефонах детей, отправляет СМС-оповещение родителям, что их ребенок находится вблизи железной дороги.
— Ерлан Смагулов, заместитель главного инженера Западно-Сибирской железной дороги по Алтайскому территориальному управлению
Как предотвратить несчастные случаи?
В Алтайском крае реализуется комплексная программа, благодаря которой с каждым годом количество несчастных случаев на железной дороге становится меньше. Сотрудники железной дороги обращаются к жителям края через СМИ, проводят в школах и детских садах открытые уроки по безопасному поведению на железной дороге, посещают родительские собрания, проводят многочисленные акции, экскурсии и рейды. Несколько раз в год крупные муниципалитеты региона посещают специальные агитпоезда в рамках проекта «Безопасная железная дорога». Там волонтеры раздают профилактические листовки, сувениры, рассказывают о правилах поведения на железной дороге жителям.
Left
Right
На станциях, которые входят в зону риска, устанавливают автоматические системы оповещения. Такое оповещение позволяет услышать, с какой стороны прибывает поезд (пассажирский или грузовой) на всей территории станции. К сожалению, иногда даже они не могут предотвратить трагедию. Так, совсем недавно на станции Озерки, оборудованной автоматической системой оповещения, погиб человек. О чем это говорит? Несмотря на огромную работу, которую сотрудники железной дороги проводят для предотвращения несчастных случаев, ответственность за жизнь лежит на самих людях. Никакие меры профилактики не помогут, если невнимательность и пренебрежение правилами безопасности становятся образом жизни.
Как защитить детей?
Необходимо формировать у детей культуру безопасности с самого раннего детства на собственном примере. Общеизвестный факт, что дети очень часто копируют поведение взрослых. Если родители демонстрируют плохие примеры, не нужно удивляться, что дети повторяют то, что видят.

Кроме того, важно следить, чем ребенок занимается в свободное от учебы время, какие у него увлечения, с кем он общается в социальных сетях. Ваш ребенок может и должен быть вашим другом. Доверие – это важное звено безопасности.

В прошлом году в Алтайском крае было зафиксировано два случая травмирования несовершеннолетних, в этом – также два. При этом далеко не всегда трагедии происходят из-за перехода путей в неположенном месте.
Мы фиксируем случаи так называемого «зацепинга». Подростки передвигаются на крышах и боковых поверхностях поездов и даже на элементах подвагонного пространства. Желание сделать опасное селфи также может обернуться бедой. Бесконтрольное нахождение детей на железной дороге недопустимо.
— Ерлан Смагулов, заместитель главного инженера Западно-Сибирской железной дороги по Алтайскому территориальному управлению
Left
Right
Сейчас штраф за нарушение правил перехода через железнодорожные пути составляет всего 100 рублей. В случае нарушения правил детьми, для их родителей предусмотрена административная ответственность.
Факты о железной дороге, которые стоит знать детям
Правила безопасности на железнодорожных путях
Чтобы ваше нахождение на железной дороге было безопасным, необходимо соблюдать простые и понятные правила, в том числе внимательно слушать объявления на вокзале и в поездах, следить за установленной навигацией, реагировать на замечания железнодорожников и сотрудников транспортной полиции.

Что нельзя делать рядом с железнодорожными путями, как вести себя рядом с объектами повышенной опасности, чтобы сохранить жизнь и здоровье, смотрите ниже в нашем материале.
Как хорошо вы знаете эти правила? Пройдите тест и проверьте себя
Откровения машинистов поездов
Обращаются к тебе машинисты эксплуатационного локомотивного депо Барнаул. Вот уже многие годы мы верой и правдой служим своему предприятию, перевозим пассажиров и важные для экономики страны грузы. Наша профессия очень сложная, ответственная, требует колоссальных сил и энергии. Но, несмотря на это, мы любим свое дело. Оно приносит пользу обществу, позволяет нам кормить свои семьи, растить детей.

Однако наш мир может в одночасье рухнуть, потерять покой и радость. Это происходит в обычный рабочий день, когда ничего не предвещает трагедии. Все как всегда: садишься в локомотив, цепляешь вагоны и едешь. И вдруг кто-то решает, что он может перейти железную дорогу в неположенном месте, кто-то решает, что он успеет, проскочит, как это делал много раз. И не успевает. Ты усиленно тормозишь, но у поезда тормозной путь более 1 км, колеса состава скрипят, но они еще движутся, и ты с ужасом понимаешь, что ничего не можешь больше сделать. А потом тяжелый груз на душе, слезы. Человек погиб. Вроде ты не виноват, но становишься невольным свидетелем смерти. Поставьте себя на наше место, что вы чувствуете?

В прошлом году в Алтайском крае на железной дороге был травмирован 31 человек, 23 из них погибли. Это большое горе для семей погибших, это горе для семей локомотивной бригады, многие из которых не могут после этого вернуться в профессию.

Друг, это горе мы создаем сами, когда пренебрегаем элементарными правилами безопасности, надеясь на русское «авось». А какой пример мы показываем детям?

Обычные люди, обычные работники, кто-то из нас живет рядом с тобой, чью жизнь ты наблюдаешь из собственного окна. Мы просим, когда ты в следующий раз окажешься на железной дороге, вспомни эти строчки, перейди пути в положенном месте, затрать на 10 минут дольше, воспользовавшись мостом. Так ты обезопасишь не только свою жизнь, но и наши жизни. Это обоюдная ответственность.

Дорогой друг, береги себя и своих близких!

С уважением, машинисты эксплуатационного локомотивного депо Барнаул
Здравствуй, друг!

РЖД в цифрах на Алтае
69
Количество железнодорожных станций
2 511 км
Развернутая длина главных путей
1 746,9 км
Эксплуатационная длина
678,3 км
Эксплуатационная длина электрифицированных путей
Показатели Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги за 10 месяцев 2019 года:
7,4 млн тонн
Столько грузов погружено на территории региона, что на 1,5% превышает показатель 2018 года
353,4 км/сут
Составила скорость доставки груза по региону, что выше, чем в аналогичном периоде 2018 года, на 6,4%
6 568
Столько сформировано тяжеловесных составов
609,8 тыс.
Столько пассажиров отправлено поездами дальнего следования, что на 7,7% выше показателя 2018 года
7,2 млн
Столько всего отправлено пассажиров, что на 0,2% выше уровня аналогичного показателя за 2018 год
В 2019 г. количество пар поездов в пригородном сообщении составляет: в летний период 42 – в рабочие дни, 39 – в выходные; в зимний период 38 – рабочие дни, 33 – выходные.

Поезда дальнего следования ходят до Москвы, Алматы, Караганды, Новосибирска, Ташкента, Бишкека, Риддера, Карасука, Абакана, Омска, Рубцовска, Бийска, Адлера, Кулунды, Новокузнецка, Нижневартовска.

Поезда пригородного сообщения ходят по направлениям: Бийск, Рубцовск, Камень-на-Оби, Черепаново (в том числе Новосибирск), Артышта, Ребриха.

Как нас найти
  • Алтайский край, 656049
    Барнаул, ул. Короленко, 51
Как с нами связаться
Команда проекта
  • Текст: Татьяна Гладкова, Алексей Кучерявых, Ольга Смирнова
  • Верстка и дизайн: Мария Трубина
  • Фото: РЖД, свободные источники